RuEn

Нежный бобслей

«Мастерская Петра Фоменко» выпустила альбом песен из спектаклей

«Это повод для того, чтобы увидеть вехи нашей жизни ушами» — так Петр Наумович Фоменко аттестует сдвоенный компакт-диск песен из спектаклей «Мастерской» с 1990 по 2003 год. Роскошен этот нежданно-негаданный фоменковский аудиотеатр, спрятанный в красивой подарочной коробке: кружевные салфетки под черными пластиночками в размер cd-дисков, аккуратно переплетенный сборник текстов в придачу. Диалоги, кусочки монологов, фрагменты фраз, словесные цезуры и мелодекламации запечатлены компанией VinilTime по сценарию Ивана Поповски. Давно не получала лучшего подарка.

Затея записаться зрела давно, но все сомневались в своих певческих способностях — вроде драматические? А собрали, посмотрели — и ахнули: на два полноценных альбома набралось. Планируют и третий — со спектаклями с 2004 года по сегодняшний день.

Сотрудники компании VinilTime, уважая занятость артистов, привозили студию прямо в театр и записывали спектакли — с шумами, покашливаниями, просьбами выключить мобильные телефоны. Чтобы мы, желающие этого, могли смаковать очарование момента — дома на кухне или в наушниках плеера.

Через наушники к поклонникам фоменок снова приходят «Двенадцатая ночь», «Волки и овцы», «Таня — Таня», «Месяц в деревне», «Одна абсолютно счастливая деревня», «Война и мир?», «Безумная из Шайо» и остальные спектакли, почти весь репертуар «Мастерской». «Пускай сегодня за вином не ту играют роль / И шут пусть станет королем, и будет умен король». «Чем далеко отлучаться, / Лучше с милым повстречаться, / Бегать — лишние труды». «Страсть ударяет молотом, / Нежность пилит пилой. / Было веселым золотом, / Станет сухой золой»? Одним словом: «Ненавижу все безобразное, обожаю все прекрасное. Ненавижу вечер, обожаю утро. Обожаю жизнь!..» — монолог Ирмы Ламбер — Ирины Пеговой из «Безумной из Шайо» кристаллизует рассыпчатое, смешливое счастье театра.

Работники радио «Культура» давно и с удовольствием записывают спектакли с участием фоменок. Только в прошлом году — «Маскарад» Михаила Козакова, «Феникс» Евгения Каменьковича, в этом году уже вышел 10-серийный радиоспектакль «Швейк» и планируется «Демон» Ивана Поповски. Счастье по мелочи — очень важное счастье. Вместо рекламы — стихотворная заставка. Галина Тюнина читает Ахматову или Евтушенко. И жизнь катится дальше, но чуть иная, теплее.

«А в конце нужно прийти к тому, чтобы устроить, как это называется в кино, bobsleigh, то есть устроить такую колоссальную, очень осторожную, нежную, но все-таки свалку. Эта свалка — как шум времени. Fuga temporis — бег времен?», — подытоживает Фоменко свои комментарии к альбому. Из «нежной свалки» выглядывают рыжие волосы близнецов Кутеповых, тонкие руки Тюниной, острый нос Бадалова, патлы Поповски, пухлый локоток Пеговой, слышен французский акцент Анн-Доминик Кретта.

Сколько поколений наслоилось в театре за 15 лет жизни — фоменки, фомята, младофомята, женовачи, ученики Каменьковича. Все в одной упряжке, в триумфе и неудачах, будь они неладны. Они могут идти в разные стороны, сниматься в сериалах и блокбастерах, уходить в оперу, рожать детей, может быть, даже мечтать о других театрах. Но у них всех навсегда одна группа крови, один на всех вирус нежности и профессионализма. И это прекрасно. Должна же быть какая-то стабильность в мире!

?А до конца еще все-таки, дай бог, далеко. И шум времени они расслышали, выделив в нем лучшее и обратив на него наше внимание. И своими компакт-дисками запечатлели, замедлили бег времен. Цена у артефакта позволительная — 500 рублей.

От пераого лица

Мадлен Джабраилова, актриса «Мастерской»:

 — Для нас выход альбома «Домашние радости» — не подведение итогов, просто еще одна небольшая работа в череде других. Мы очень веселились, когда записывались, хулиганили от души.

Для тех, кто по каким-то причинам не видел спектакли «Мастерской», но хотел бы, это отличный повод познакомиться с нами.