RuEn

Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»

Ксения Кутепова, одна из самых загадочных звезд на нашем театральном небосклоне, принадлежит к созвездию Мастерской Петра Фоменко.
На театральной сцене она создала целую галерею замечательных образов классического репертуара, которые были отмечены многими театральными наградами, в том числе премиями «Хрустальная Турандот» и «Золотая Маска», Международной театральной премией имени Станиславского, государственной премией РФ в области литературы и искусства. В кино актриса сыграла более двадцати ролей, самой яркой из которых стала роль Наталии в фильме Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными». Фильм получил главный приз «Золотой Святой Георгий» на ХХIХ Московском международном кинофестивале. На днях Ксения вернулась с фестиваля российского кино «Окно в Европу», где работала в жюри игрового конкурса.

 — Ксения, на только что завершившемся в Выборге кинофестивале «Окно в Европу» вы работали в жюри. Приходилось ли вам раньше судить своих коллег?

 — В жюри я не в первый раз. Я работала в жюри театрального фестиваля «Золотая Маска». И это был колоссальный для меня опыт. Невероятно огромная программа и очень интересные режиссерские и актерские работы, среди которых выбрать было очень сложно. А на кинофестиваль я вообще попала впервые, за что благодарна организаторам фестиваля «Окно в Европу». И мне все там было безумно интересно. У меня появилась удивительная возможность увидеть сегодняшний день российского кинематографа, составить свое мнение о том, что сейчас происходит у нас в кино. И меня ничто не разочаровало. Я не теоретик, я практик, и меня радует любая попытка переосмыслить то, что с нами происходит. И не важно, удачная она или не очень, она вызывает у меня колоссальное уважение и внутреннюю поддержку. Я постоянно ловила себя на том, что очень переживала за каждый фильм. Картины были очень разные и стилистически, и тематически, и визуально. Я не увидела ни одного похожего фильма. Много дебютов. Но больше всего меня порадовали коллеги по актерскому цеху. И самое сильное впечатление от фильмов у меня вызвали именно актерские работы. Обычно я испытываю ужас, включая телевизор, а здесь просто воспряла духом, потому что увидела очень достойные работы.

 —На фестивале был показан фильм «Деливеранс», где очень тепло и как-то по бунински была прослежена линия любви мальчика из самой глубины детства в шестилетнем возрасте до зрелых лет. А вы помните себя в детстве?

 — Детство такое большое. Но я только недавно стала замечать, что все чаще вспоминаю детство. А потом я подумала, что, может быть, это у всех людей так происходит, что чем старше человек становится, тем чаще он мысленно возвращается в прошлое. Я заподозрила, что это естественный процесс.

 — В профессию вы попали случайно, или это мечта из детства?

 — Я думаю и так себе говорю, что это случайность, даже если это и не так.

 — Ксения, у меня к вам особое отношение, как к любимой ученице Петра Наумовича Фоменко. И он тоже говорил, что работать с вами — огромная радость.

 — У Петра Наумовича было много любимых актрис. Я предполагаю, что объяснение кроется в том, что для него огромное значение в жизни играла его мама. И его отношение к Женщине (я не имею в виду кого-то конкретно), к женской природе выливалось, отражалось, проявлялось в его творчестве и в частности в его работе с актрисами. Он их боготворил, они были его музами.

 — Вы сыграли множество ролей на сцене Мастерской Петра Фоменко, которые неоднократно были отмечены премиями различных фестивалей. Ваши Ира в «Трех сестрах», Маша в «Семейном счастие», героини из «Войны и мира» буквально завораживают какой-то внутренней невесомостью. Кажется, что мы наблюдаем движения души физически. Как мастер достигал этого? Вы легко его понимали?

 — Петр Наумович был личностью огромной величины. Он был непредсказуем, парадоксален и непостижим. Но при этом Петрр Наумович был «математичен» в своих расчетах. Это гармония, поверенная алгеброй. Поэтому предсказать его было невозможно, но в какой-то момент работы мы начинали говорить с ним на одном языке. Это случилось не сразу, понадобилось время.

 — Особенность вашей творческой судьбы в том, что вы с вашей сестрой-близнецом Полиной оказались в одной профессии. Петр Наумович умел использовать это обстоятельство как драгоценное украшение своих спектаклей. А вам, сестрам, может быть, это мешало иногда. Потому что природа актрисы предполагает некую конкуренцию, может быть, на подсознательном уровне.. К примеру, если Полине дают роль, — вы понимаете, что тоже могли бы ее сыграть..?

 — Дело в том, что на курсе было всего четыре актрисы, и мы не были обделены количеством ролей. Работы всегда было много и я не помню, чтобы когда-нибудь возникла ситуация, в которой кто-то был бы ущемлен.

 — А вы с сестрой обсуждали какие-то проблемы? Вы близко творчески?

 — Да, конечно. И до сих пор существуем в тесном контакте.

 — Петр Наумович вас легко различал?

 — Он нас различал, но путал.

 — Я имею в виду, когда предлагал вам роли он понимал, что у вас разная природа?

 — Конечно. Мне кажется, что он один из немногих, кто понял это еще на наших вступительных экзаменах.

 — В кино переломной и важной работой для вас стала роль Наталии в фильме Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными». Картина стала победителем Московского кинофестиваля, получила ряд призов разных фестивалей. После этого фильма вы стали интенсивно сниматься в кино.

 — Когда я прочла сценарий, он мне безумно понравился, что бывает крайне редко. Он меня действительно задел. Я очень хотела его сыграть и пришла на пробы к Вере Сторожевой. Там мы познакомились с продюсером Сабиной Еремеевой, с которой нас потом связала дружба на много лет. Сейчас мы с ней вместе работали в жюри фестиваля «Окно в Европу». Для меня этот фильм стал настоящим боевым крещением.

 — В вашей творческой биографии есть интересная страница, связанная с мэтром французского кино Жаном Люком Годаром. В начале 90-х он снимал новеллу «Наша святая Русь». Он лично с вами общался или вы работали с его ассистентами?

 — Лично. И он меня совершенно покорил на первой же встрече. Собрал всех актеров из разных стран, среди которых были и очень именитые, и стал рассказывать о своем замысле. Поскольку ни я, ни Полина не знали французского языка, то нам помогал переводчик. И Жан Люк Годар очень терпеливо, с расчетом на то, что нам будут переводить, рассказывал о задачах и своем видении фильма. И я помню, как он был невероятно внимателен к двум 20-летним девочкам, желая, чтобы им все точно перевели.

 — Сегодня есть предложения в кино? Где мы увидим актрису Ксению Кутепову в ближайшее время?

 — Предложения есть, но я не хочу о них сейчас говорить, потому что в кино все так зыбко. Если говорить уже о готовых картинах, то в ноябре выйдет фильм «Три мушкетера», где я сыграла небольшую роль.

 — Ксения, а о каких ролях, образах вы мечтаете сегодня?

 — Наверное, это мой недостаток, но у меня нет никаких конкретных идей. Я больше инерционный человек. Для меня органичнее пристроиться к чему-то, что мне интересно, например, в профессии. Если я понимаю, что вот эта компания людей занимается тем, что меня волнует, я пойду вместе с ними.

 — А в семье у вас кто лидер?

 — Ну, я часто думаю, что я лидер, но на самом деле это мой муж.

 — Ксения, у ваших детей удивительно красивые имена – Василий и Лидия. Кто давал детям имена?

 — Мы долго думали, а потом пришли к общему решению. У меня была бабушка Лида и дедушка Василий. 

 — Если бы Василий и Лида выбрали вашу профессию, вы были бы рады?

 — Если бы это было их призвание, то конечно я была бы рада. Я буду рада любой профессии, которую они выберут, если они будут в ней счастливы.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности