RuEn

Белорус поборется с Брэдом Питтом за главную награду в Каннах

Завтра на Каннском фестивале покажут картину режиссера Сергея Лозницы по повести Василя Быкова «В тумане».

Лента включена в основную программу фестиваля и претендует на «Пальмовую ветвь». В главной роли Сущени снялся выпускник Белорусской академии искусств Владимир Свирский. Актер в прошлом году окончил ГИТИС и остался в Москве.


«Режиссер сказал, что молился, выбирая главного героя»

 — Володя, как вы попали в картину?

 — Я буду честно все рассказывать. Актер Гриша Добрыгин, который снялся в картине «Как я провел этим летом» и получил на Берлинале «Золотого медведя», поехал к Сергею Лознице в Берлин попробоваться на роль Бурова. Они долго говорили с ним, и Лозница признался, что ищет актера на Сущеню. И тут Гриша говорит: есть такой актер! Про меня. У него даже фотография моя была с собой. А я в это время сидел в Москве в столовой и молился: «Господи, дай мне хороший фильм. Хочу денег заработать и в хорошем фильме сняться». И на следующий день приходит Гриша: «Едь к Лознице, пробуйся». В результате Сергей Лозница сам приехал в Москву, вызвал меня на пробы.

 — А Добрыгин сам получил роль?

 — Нет. Лозница сказал, что Гриша хороший актер, но не из этой истории. У него действительно другой типаж.

 — Вы читали повесть до начала съемок?

 — Да, я читал Быкова очень много. А во время подготовки к съемкам я прочел повесть 17 раз. И повесть я выучил почти наизусть, а сценарий я действительно знал весь, все роли. Ведь мне приходилось играть и других персонажей.

 — Зачем?

 — Во время репетиций, проб. Мы ведь репетировали в Латвии больше двух месяцев. Многие актеры, утвержденные на маленькие роли, не могли на такой срок вырваться. А я к тому времени только окончил ГИТИС и мог отправляться хоть на край света. В общем, я помогал и в репетициях, и в пробах.

 — И сняли картину достаточно быстро…

 — Выхода другого не было — все диктовали деньги. Два с половиной месяца репетировали, а потом за 30 съемочных дней все сняли. Именно благодаря тому, что репетировали.

 — Это такой театральный подход.

 — Да, чтобы быстро снять, надо было отрепетировать все настолько точно, чтобы не было накладок, затыков и тому подобного. Поэтому снимали по 16 — 20 дублей, и смены съемочные у нас были не по 12 часов, а по 19 — 20 часов. Было безумно сложно, но это того стоило.

 — А денег вы заработали, как мечтали?

 — Наша картина — малобюджетное кино. В Москве зарабатывают в сериалах намного больше. Но эта работа была не ради денег, это больше, чем кино. Если бы мне вообще ничего не заплатили, я бы снимался бесплатно. Для меня было счастьем работать с таким режиссером. Сергей Лозница мне сказал: режиссер молится два раза Богу перед началом работы — когда выбирает сценарий и когда выбирает главного героя. Для меня это было чудо.


«У меня в конкурентах Брэд Питт»

 — Когда узнали, что картина едет в Канны…

 — Я был уверен, что это случится. Была огромная радость. И ощущение чуда — моя молитва помогла. А радость была не за себя, а за Сергея Лозницу. Все, что я теперь знаю и умею в кино, дал мне именно он.

 — Вы представляете, что после такого фестиваля ваша актерская судьба может сложиться очень успешно?

 — Может, а может и не сложиться. Я не готовлюсь к этому. Я не знаю, есть ли у меня шанс лично что-то получить в Каннах. Всегда нужно готовиться к худшему. Не надо обольщаться. Я знаю, на что я способен, что я умею, и трезво оцениваю себя. Там ведь на главную мужскую роль такие претенденты! Тот же Брэд Питт… Поэтому сейчас об этом даже не думаю и говорить не буду, потому что могу глупостей наговорить.

 — Это первая серьезная работа в кино?

 — Нет. Я уже снялся в Германии в картине «Четыре майских дня», она убыла в прошлом году на фестивале в Локарно. А в Беларуси я снимался, как все студенты, в эпизодах в военных фильмах. Какое кино в Беларуси? Нет его. И Беларусь в этом не виновата. Хотя мои однокурсники очень много снимаются в российских сериалах. Как не включишь телевизор в Москве, так все сплошь родные лица.


«От приглашения в Купаловский театр отказался»

 — После окончания Белорусской академии искусств вы получили распределение в лучший белорусский театр — Купаловский. Но решили уехать в Москву, чтобы снова учиться. Это было спонтанное решение?

 — Нет. Я и после второго курса поступал и поступил на курс к Райкину. Но тогда побоялся. После окончания академии я понял, что вообще ничего не понимаю в профессии, в театральном искусстве. Как делать роль, как над ней работать? Я просто бежал в Москву, потому что не видел другого выхода.

 — И где вы сейчас?

 — Знаете такой театр «Мастерская Петра Фоменко»? Я в этом театре. Мы в Минске на третьем курсе делали отрывки из спектакля «Степка» и тогда смотрели видео постановки Фоменко «Одна абсолютно счастливая деревня». Тогда у меня родилась мечта работать в этом театра. И все получилось.

 — Вы ведь не из театральной семьи?

 — Мама моя с пятью сестрами живет в Борисове. Мама родила тройню — Веру, Надю и Любу, так нас стало шестеро. А у отца вторая семья, и там тоже две сестрички. И все за меня болеют.


О ЧЕМ КАРТИНА

Беларусь. 1942 год. Разгар фашистской оккупации и партизанской войны.

Недалеко от хутора, где живет путевой обходчик Сущеня, взорван поезд. Невиновного Сущеню арестовывают вместе с группой диверсантов, но не казнят, а отпускают на свободу. По округе разносится слух о том, что Сущеня — коллаборационист, и партизаны Буров и Войтик приезжают убить предателя.

Партизаны ведут приговоренного к смерти в лес, но попадают в засаду, и Сущеня остается один на один со своим смертельно раненным палачом.

В глухом лесу, где нет ни чужих, ни своих, где нет границы между предательством и подвигом, Сущеня совершает моральный выбор в аморальных обстоятельствах.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности