RuEn

Пять сестер

Последний сезон «фоменки» бьют все рекорды (в том числе и собственные) по количеству и качеству своих премьер

«Одна абсолютно счастливая деревня», которая уже получила все театральные премии, вышла меньше года назад, а «Мастерская» с тех пор выпустила уже четвертую по счету премьеру — «Танцы на праздник урожая» Брайена Фрила. Петр Фоменко на сей раз доверил своих актеров эстонскому режиссеру Прийту Педаясу.
Брайен Фрил активно пропагандировал русскую культуру, в частности, перевел на ирландский английский «Месяц в деревне» и «Трех сестер». Именно о «Трех сестрах» чаще всего и вспоминаешь, когда смотришь «Танцы». Сестер тут целых пять плюс, разумеется, брат — миссионер Джек, который вернулся из Уганды в родную деревушку умирать (Карэн Бадалов, чью склонность к острому гротеску здесь не использовали, сыграл самую лиричную и мягкую свою роль; про таких, как его Джек, обычно говорят — не жилец). Та же чеховская инерция, которая не дает вырваться — в Москву или же просто за рамки отпущенного тебе удела (а две сестры-близняшки, которые все-таки вырвались, проигрывают окончательно). Плюс не расплетаемый клубок взаимной сестринской заботы, ревности, опеки, соперничества, любовного томления, которое для незамужних сестер стало уже почти чем-то обыденным. И которое проявляется в тех самых танцах на праздник — когда допотопный радиоприемник соизволит недолго поработать, передавая какую-нибудь ирландскую джигу или мэрилин. И тогда сестры, ошалев от этой нечаянной радости, бросают свои дела и танцуют — страстно, отчаянно, с деревенской шутливой корявостью и бесстыдством (изобретательная хореография Рамуне Ходоркайте).
Такая пьеса — находка именно для «Мастерской Петра Фоменко», потому что позволяет занять цвет фоменковских актрис, которых выгодно оттеняют мужчины (Кирилл Пирогов в роли рассказчика — внебрачного сына одной из сестер, и Рустэм Юскаев в роли его непутевого отца). Роли сестер расходятся в этой труппе практически идеально. Галина Тюнина — старшая, Кейт, школьная учительница, чья душа точно затянута в религиозный корсет, который и держит ее, и давит порой нестерпимо. Мадлен Джабраилова — отчаянная хохотушка Мегги, чей нрав, нелепые загадки и стряпня, собирающая всю семью за общим столом, становятся отдушиной для всех. Ксения и Полина Кутеповы — близняшки-вязальщицы Агнес и Роуз, связанные своим рождением настолько, точно у них на двоих одна душа. И, наконец, Полина Агуреева — Крис, мать маленького Майкла, которой от природы дан талант любить — а значит, ждать, рожать детей вопреки моральным нормам ирландской провинции, прощать и принимать снова и снова. В ее страстной и жизнерадостной Кристине есть что-то от Катерины из «Грозы» — лучшей русской роли.
Спектакль с буколическим безмятежным названием — о крахе семьи, о распаде привычных связей, о быте, по которому прошла трещина, обернувшаяся крахом бытия. «Фоменки» снова говорят о маленьком человеке, о частной жизни, ее хрупкости и уязвимости. И говорят с таким аристократическим изяществом и теплотой, точно они — княжны, которые пошли в сестры милосердия. 
Но другой режиссерский почерк ощущается сразу. Вместо невесомых тончайших кружев точного театрального рисунка, мастерством которого Петр Фоменко владеет, как никто, — словно крупная вязка из грубой шерсти. Вместо легкого дыхания — неспешная основательность. Скажем так, после трех выдающихся спектаклей «фоменки» выпустили спектакль просто хороший. 
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности